К вопросу о поведении потребителей на рынке ритуальных услуг
ru
Научная статья|Менеджмент и маркетинг
АннотацияПолный текстИсточникиФайлыАвторыАльтметрики
Астратова Галина Владимировна
Институт Экономики и Управления ФГАУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
ФГКОУ ВО «Уральский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации»
Корчагин Василий Алексеевич
Институт Экономики и Управления ФГАУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Поведение потребителя на «аффективных» рынках представляет собой весьма актуальную проблему, поскольку, находясь в состоянии эмоционального стресса, человек совершает иррациональный выбор. К таким рынкам относится рынок ритуальных услуг. Современные тенденции развития ритуального рынка и в России, и за рубежом обусловлены, в том числе, и поведением потребителя. Авторы исследовали основные аспекты поведения потребителей на рынке ритуальных услуг. Рассмотрены отдельные теоретические аспекты категориального аппарата. Разработан инструментарий для проведения опроса. Сбор информации осуществлялся весной 2021 г. по авторской анкете методом анонимного опроса, представленного в Google docs. Представлена авторская трактовка категориального аппарата исследования. Приведены некоторые данные по социально-экономическому и психологическому портрету потребителей на рынке ритуальных услуг. Сделан ряд рекомендаций по повышению уровня осведомленности населения в вопросах, касающихся организации похоронного процесса.
Ключевые слова: поведение потребителей, ритуальные услуги, рынок ритуальных услуг, аффективные рынки
УДК: 338.465
OECD: 5.02
Статья поступила: 23.05.2021
Астратова Г.В., Корчагин В.А. Рынок ритуальных услуг: актуальные проблемы и тенденции развития в РФ и за рубежом // Материалы Международного круглого стола "Актуальные проблемы государственного и муниципального управления: теоретико-методологические и прикладные аспекты" (Донецк, 18 мая 2021). - Донецк: ДонНУ (в печати).
Барков А.В., Грачев Р.Ю. Ритуальные услуги как объекты рынка социальных услуг // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2014. - №3 (98). - С. 17-26.
Бондаренко С.В. Формирование комплекса ритуального обслуживания населения в условиях крупного города: автореф. дисс. … канд. экон. наук. - М., 2008. - 34 с.
Выручка предприятий похоронной отрасли во втором квартале 2020 года подскочила на 45% // ANALYTICRESEARCHGROUP (ARG), 29 сентября 2020. - URL: https://marketing.rbc.ru/articl es/11861/(дата обращения: 01.04.2021).
Изнанка похоронного бизнеса: "У вас горе? Тогда мы идем к вам!". - URL: https://66.ru/news/business/154904/(дата обращения: 16.05.2021).
Как коронавирус влияет на похороны в мире. - URL: https://ritual.ru/poleznaya-informacia/articles/kak-koronavirus-vliyaet-na-pokhorony-v-mire/(дата обращения: 16.05.2021).
Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс: Пер. с англ. - М. Издательский дом "Вильямс", 2005. - 656 с.
Кочегаров П. Бизнес на скорби. Что происходит с рынком ритуальных услуг в России. - URL: https://life.ru/p/1195697 (дата обращения: 16.03.2021).
Лавлок К. Маркетинг услуг: персонал, технология, стратегия: Пер. с англ. - 4-е издание. М.: Издательский дом "Вильямс", 2005. - 1008 с.
Моисеева Е.Н. Экономико-социологический анализ рынка ритуальных услуг в России: дисс. … канд. социол. наук. - М., 2013. - 195 с.
Набиев Р.Г. Возмездное оказание ритуальных услуг в Российской Федерации: автореф. дис.. канд. юрид. наук. - Волгоград, 2007. - 24 с.
Откровения похоронщиков. Как обманывают на кладбищах и в похоронных бюро. - URL: https://chel.aif.ru/society/otkroveniya_pohoronshchikov_kak_nas_obmanyvayut_na_kladbishchah_i_v_poho ronnyh_byur (дата обращения: 16.05.2021).
Ритуальные услуги стали лидером по росту доходов в России. - URL: https://1prime.ru/state_regulation/20210324/833312768.html (дата обращения: 19.06.2020).
Росстат назвал число умерших россиян c СOVID-19 в 2020 году. - URL: https://www.rbc.ru/economics/08/02/2021/602132e19a7947073f7ddeb5#:~:text=Смертность%20в%20Росс ии%20в%202020,COVID-19%2C%20следует%20из%20данных%20Росстата (дата обращения: 16.05.2021).
Самойлова П. Смерть в режиме "единого окна". - URL: https://www.solidarnost.org/art icles/Smert__v_rezhime__edinogo_okna_.html (дата обращения: 01.04.2021).
Astratova Galina V. Overview of the Consumer Behavior Study in the Markets of Food Products (1998-2018), Based on the Author's Interpretation of the Consumer's Requirements in the System of Values that Influence on the Consumer Market Behavior // Proceedings of Business and Economic Studies. Publication online: Published on November 29, 2018. - Access mode: http://ojs.bbwpublisher.com/index.ph p/PBES/article/view/628 (date accessed: 05.01.2019).
Canning L. and Szmigin L. Death and disposal: The universal, environmental dilemma // Journal of Marketing Management. 2010. V. 26. No 11-12, pp.1129-1142.
Funerals market study Interim report and consultation. 2018. - Access mode: https://assets.publishing.service.gov.uk/media/5bffb9d5ed915d11965a199d/Funerals_market_study_interim_report_and_consultation.pdf (date accessed: 01.10.2020).
Gentry J.W., Kennedy P.F., Paul K. and Hill R.P. The vulnerability of those grieving the death of a loved one: implications for public policy // Journal of Public Policy and Marketing. 1994. V. 14. No 1, pp. 128-142.
Halpenny Joseph. An Exploration of Consumer Decision Making Processes in the Funeral Industry. Master of Science in Marketing. School of Business National College of Ireland. September 2013. - Access mode: https://norma.ncirl.ie/869/1/josephhalpenny.pdf (date accessed: 23.05.2021).
Hawkins Del I., Coney Kenneth A., Best Roger, Jr. Consumer Behavior: Implications for Marketing Strategy / 5-th ed. Homewood, Ill.: Richard D. Irwin, 1992. - 850 pp.
Kelly C.M., Masters J.L. and DeViney S. End of life planning activities: An integrated process // Death Studies. 2013. V. 37. No 6, pp. 529-551.
Kopp S.W. and Kemp E. The death care industry: a review of regulatory and consumer issues // Journal of Consumer Affairs. 2007. V. 41. No. 1, pp.127-136.
Kropp F. Consumer information processing and behaviour at the End of Life' // Advances in Consumer Research. 1999. V. 26. No 1, pp. 533-535.
Sheth J.N., Newman B.I. and Gross B.L. Consumption Values and Market Choices: Theory and Applications. Cincinnat, OH: South-Western Publishing Company, 1991.
Trompette P. 2007. Customer Channeling Arrangements in Market Organization: Competition Dynamics in the Funeral Business in France. Revue Française de Socoiologie. No 48, pp. 3-33.
Walter T. Three ways to arrange a funeral: Mortuary variation in the modern west // Mortality. 2005. V. 10. No 3, pp. 173-192.
Wong P.T.P., Reker G.T. and Gesser. Death attitude profile revised: A multidimensional measure of attitudes toward death: R.A. Neimeyer (ed). Death Anxiety Handbook: Research, instrumentation and application (pp 121-148). - Washington D.C. Taylor and Francis, 1994.
Zelizer V. Morals and Markets: The Development of Life Insurance in the United States. NY: Columbia University Press. 1979.
Times citedRecent citationsField Citation RatioRelative Citation Ratio
© Статья. Астратова Галина Владимировна, Корчагин Василий Алексеевич, 2021.