Услуги предприятия сферы сервиса как форма удовлетворения спроса потребителей: теоретический аспект
ru
Научная статья|Региональная и отраслевая экономика
АннотацияПолный текстИсточникиФайлыАвторыАльтметрики
Пашкевич Людмила Аркадьевна
Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС
Макарова Татьяна Николаевна
Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС
Власова Марина Валерьевна
Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС
В статье рассмотрены теоретические подходы к сущности понятия «услуга», классификация услуг по различным признакам, а также концепция «4НЕ», базирующаяся на свойствах, отличающих услугу от товара. В статье рассматривается генезис теоретических представлений сущности «услуга», «типы услуг», «классы услуг», «потребности в услугах». Используются методы построения статической выборки, сравнения, сопоставления, формирования динамических рядов. В результате авторы показали значение сферы услуг для экономики страны, привели виды деятельности, которые формируют сервисный сектор экономики. Исследованы тенденции и закономерности развития сферы услуг в мировом масштабе. Обосновано, что деятельность сервисных предприятий нацелена на удовлетворение спроса потребителей. Вскрыты факторы, которые оказывают влияние на формирование спроса на услуги сервисных предприятий. Сформулированы предложения по управлению факторами, которые воздействуют на развитие рынка сервисных услуг. Проведён анализ состояния сферы услуг в России и Орловской области за 2021-2022 гг.
Ключевые слова: сфера услуг, сервис, спрос, потребности, конъюнктура рынка
УДК: 338.46
OECD: 5.02
Статья поступила: 31.07.2023
Статья принята: 06.09.2023
Евсеева, М. Н. Тенденции развития сферы услуг в мировой экономике / М. Н. Евсеева // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. - 2012. - № 1-1. - С. 46-49. - EDN RERDWB.
Доля сферы услуг - классификация стран // TheGlobalEconomy.com. - URL: https://ru.theglobaleconomy.com/rankings/Share_of_services (дата обращения: 10.06.2023).
Таиров Р. Рост активности бизнеса в сфере услуг России оказался максимальным более чем за год // Forbes. - URL: https://www.forbes.ru/biznes/473399-rost-aktivnosti-biznesa-v-sfere-uslug-rossii-okazalsa-maksimal-nym-bolee-cem-za-god (дата обращения: 05.06.2023).
Доля сферы услуг в ВВП России и стран мира // ЦЕНТР ЖКХ. - URL: https://gkh-centre.ru/share-service-sector (дата обращения: 05.06.2023).
Башмачникова, Е. В. Стратегические, структурно-организационные и информационные проблемы управления на предприятиях сферы сервиса в условиях нестабильной среды хозяйствования / Е. В. Башмачникова // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2005. - № 6(44). - С. 67-75. - EDN JVGMHJ.
Восколович, Н. А. Особенности развития электронных услуг в цифровом обществе / Н. А. Восколович, Т. Ю. Василькевич // Государственное управление. Электронный вестник. - 2018. - № 68. - С. 410-425. - EDN XUMNVB.
Свириденко, Ю. П. Модернизация сервиса и образовательная политика Российской Федерации / Ю. П. Свириденко // Сервис plus. - 2008. - № 1. - С. 78-82. - EDN IJEPCL.
Фадеева, Н. В. Анализ основных дефиниций сферы услуг с позиций процессного подхода к менеджменту качества / Н. В. Фадеева // Вестник Тамбовского государственного технического университета. - 2011. - Т. 17, № 4. - С. 1131-1147. - EDN OKHSMX.
Лавлок, К. Маркетинг услуг: персонал, технологии, стратегии. - 4-е изд. - Москва [и др.]: Вильямс, 2005. - 997 с. - ISBN 5-8459-0648-2. | ISBN: 5845906482
Котлер, Ф. Основы маркетинга: краткий курс: [пер. с англ.]. - Москва [и др.]: Вильямс, 2007. - 646 с. - ISBN 978-5-8459-0376-1. | ISBN: 9785845903761
Волкова, А. А. Сфера услуг: теоретический анализ / А. А. Волкова // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. - 2014. - № 4(88). - С. 11-16. - EDN SMXGHX.
Король, А. Н. Услуги: определение и классификация / А. Н. Король, С. А. Хлынов // Ученые заметки ТОГУ. - 2014. - Т. 5, № 4. - С. 1323-1328. - EDN TCFATJ.
ГОСТ Р 50646-2012. Услуги населению. Термины и определения. - Введ. 2014-01-01. - Москва: Стандартинформ, 2014. - 6 с.
Диянова, С. Н. Маркетинг сферы услуг / С. Н. Диянова, А. Э. Штезель. - Москва: Инфра-М, 2019. - 192 с. - ISBN 978-5-9776-0240-2. | ISBN: 9785977602402
Синяева, И. М. Маркетинг услуг. - 2-е изд. / И. М.Синяева, О. Н. Романенкова, В. В. Синяев. - Москва:Дашков и К, 2017. - 252 с. - ISBN 978-5-394-02723-9. | ISBN: 9785394027239
Маслоу, А. Х. Мотивация и личность / А.Х. Маслоу. - М.: Директ-Медиа, 2008. - 947 с. - ISBN 978-5-9989-0366-3. | ISBN: 9785998903663
Романович, Ж. А. Сервисная деятельность. - 7-е изд., стер. / Ж. А. Романович, С. Л. Калачев. - Москва: Дашков и К°, 2019. - 284 с. - ISBN 978-5-394-03453-4. | ISBN: 9785394034534
Надеин, Н. В. Анализ развития сферы сервисных услуг в России / Н. В. Надеин // Вестник Самарского государственного университета. Серия: Экономика и управление. - 2015. - № 9-2(131). - С. 150-155. - EDN VLOHXX.
Игрунова, О. М. Современные подходы к анализу и развитию сферы услуг в регионах. - Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2016. - 210 с. - ISBN 978-5-4475-5974-8. | ISBN: 9785447559748
Карандин, К. С. Современные виды маркетинговой деятельности как конкурентные технологии развития / К. С. Карандин // Среднерусский вестник общественных наук. - 2022. - Т. 17, № 2. - С. 135-149. - DOI 10.22394/2071-2367-2022-17-2-135-149. - EDN HUAKAN.
Кузнецова, Э. Р. Современные подходы в управлении маркетингом в технологических компаниях / Э. Р. Кузнецова, Р. А. Водолазова // Экономическая среда. - 2022. - № 1(39). - С. 55-58. - DOI 10.36683/2306-1758/2022-1-39/55-58. - EDN OKXADP.
Ведерникова, А. Ю. Реализация витрины в контуре хранилища данных для создания блока персонификации продаж в маркетинговой стратегии компании / А. Ю. Ведерникова, Т. Г. Максимова // Экономика. Право. Инновации. - 2022. - № 3. - С. 58-64. - DOI 10.17586/2713-1874-2022-3-66-72. - EDN DGZUJH.
Бобрышев, А. Н. Современные модели и методы управления взаимодействием с потребителями в гостиничном сервисе / А. Н. Бобрышев, И. Г. Павленко // Вестник ОрелГИЭТ. - 2022. - № 3(61). - С. 4-9. - DOI 10.36683/2076-5347-2022-3-61-4-9. - EDN FYPMBE.
Регионы России. Социально-экономические показатели // Федеральная служба государственной статистики. - URL: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13204 (дата обращения: 12.05.2023).
Валовый региональный продукт Орловской области в 2022 году // Орловская область в цифрах. 2010, 2015, 2020-2022: краткий стат. сб./ Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Орловской области. Орел, 2023. - С. 50-52. - ISBN 978-5-6047538-3-5. | ISBN: 9785604753835
Рынок платных услуг населению Орловской области // Орловская область в цифрах. 2010, 2015, 2020-2022: краткий стат. сб./ Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Орловской области. Орел, 2023. - С. 109-113. - ISBN 978-5-6047538-3-5. | ISBN: 9785604753835
Times citedRecent citationsField Citation RatioRelative Citation Ratio
© Статья. Пашкевич Людмила Аркадьевна, Макарова Татьяна Николаевна, Власова Марина Валерьевна, 2023.