2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
Метод анализа иерархий как инструмент совершенствования балльно-рейтинговой системы оценки результатов обучения студентов высших учебных заведений по экономическим направлениям подготовки
ru
Научная статья|Математические, статистические и инструментальные методы в экономике
АннотацияПолный текстИсточникиФайлыАвторыАльтметрики
Дивина Татьяна Васильевна
Академия труда и социальных отношений
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
В статье автором предлагается интеграция возможностей метода анализа иерархий и балльно-рейтинговой системы в образовательный процесс для оценки результатов обучения студентов по экономическим направлениям подготовки. Рассмотрен пример расчёта показателей оценки знаний с применением метода иерархий для образовательного процесса при изучении экономических дисциплин студентами, которые обучаются по направлению подготовки «Менеджмент». Применение метода анализа иерархий возможно в любых образовательных организациях при реализации курсов в традиционном, гибридном или дистанционном обучении. В преподавании учебных дисциплин можно использовать балльно-рейтинговую систему оценки уровня достижений с множеством показателей различной степени значимости. Балльно-рейтинговая система является одним из наиболее распространённых методов, используемых в высших учебных заведениях для оценки результатов обучения студентов. Реализовав данный подход в образовательном процессе, преподаватель решит многокритериальную задачу, которая позволит провести системный анализ имеющихся данных результатов обучения студентов и получить итоговую оценку работы студента в течение учебного семестра.
Ключевые слова: направление подготовки, менеджмент, метод анализа иерархий, балльно-рейтинговая система, экономические дисциплины, образовательный процесс
УДК: 004+378.146
OECD: 5.02
Статья поступила: 17.10.2023
Статья принята: 07.11.2023
Саати, Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий. - Москва: Радио и связь, 1993. - 278 с.
Maymina, E. Digital economy in education: Perspectives and development perspectives / E. Maymina, T. Divina, V. Liulia // Espacios. - 2018. - Vol. 39, No. 38. - EDN YBNSOD.
Дивина, Т. В. Возможности и перспективы использования цифровой трансформации в образовании / Т. В. Дивина, Э. В. Маймина // Актуальные проблемы экономики и менеджмента. - 2020. - № 1(25). - С. 38-48. - EDN HOWZHT.
Демина, Л. М. Исследование потребительских предпочтений на основе экспертных оценок: учебно-методическое пособие / Л. М. Демина, Т. В. Дивина. - Москва: МГИУ, 2012. - 55 с. - ISBN 978-5-276-02060-0. - EDN QVECHJ. | ISBN: 9785276020600
Благодатский, Г. А. Создание математической модели анализа структуры аккредитационных показателей вуза с применением метода анализа иерархий / Г. А. Благодатский, М. М. Горохов, Д. И. Казанцев // Вестник Ижевского государственного технического университета. - 2010. - № 2(46). - С. 115-118. - EDN MNHYVR.
Скрипина, И. И. Анализ и выбор математической модели с помощью метода анализа иерархий / И. И. Скрипина, Т. В. Зайцева, Н. П. Путивцева // Научный результат. Информационные технологии. - 2021. - Т. 6, № 2. - С. 41-46. - DOI 10.18413/2518-1092-2021-6-2-0-6. - EDN QYVCUU.
Финогенко, И. А. Метод анализа иерархий и построение интегральных показателей сложных систем / И. А. Финогенко, М. П. Дьякович // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. - 2017. - Т. 22, № 6-1. - С. 1335-1340. - DOI 10.20310/1810-0198-2017-22-6-1335-1340. - EDN YUPNYU.
Вишневский, М. С. Основные принципы метода многокритериальной оценки предприятий интегрированных структур в машиностроении / М. С. Вишневский, Т. В. Дивина // Современные тенденции управления и экономики в России и мире: цивилизационный аспект: Материалы первой всероссийской научно-практической конференции с международным участием. В 3-х частях, Москва, 16 января 2020 года. Том Часть 2. - Москва: Институт мировых цивилизаций, 2020. - С. 297-303. - EDN NPQMLR.
Вишневский, М. С. Основные принципы формирования интегрированных структур в машиностроении / М. С. Вишневский, Т. В. Дивина // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2019. - № 2(75). - С. 170-180. - EDN ZAAUHB.
Савельев, Д. С. Реализация онлайн-формата учебных занятий по физической культуре в условиях вуза / Д. С. Савельев, В. А. Куванов, Е. С. Жерлыгина // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 3. - С. 15-17. - EDN IJDRVW.
Savelyev, D. S. Demand for theory of physical education online course in technical university / D. S. Savelyev, E. S. Zherlygina, Ya. A. Kuvanov // Theory and Practice of Physical Culture. - 2019. - No. 3. - P. 8. - EDN EZESZT.
© Статья. Дивина Татьяна Васильевна, 2023.