2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
Управление конкурентоспособностью и экспортом образования в России
ru
Научная статья|Мировая экономика
АннотацияПолный текстИсточникиФайлыАвторыАльтметрики
Образование является неотъемлемой частью социальной инфраструктуры страны и включает в себя интеллектуальный потенциал государственности в целом. Качество образования определяет перспективы развития и базовые установки, позволяющие прогнозировать условия функционирования страны в долгосрочной перспективе. Рассматривая образование как экспортируемый товар, следует отметить важность продвижения знаний наряду с транслируемыми национальными ценностями и установками. Именно поэтому экспортируемый образовательный продукт многие страны используют в качестве «мягкой силы» для усиления своего влияния в современных геополитических условиях. Целью исследования является развитие теоретико-методических положений и обоснование рекомендаций по актуализации подходов к управлению конкурентоспособностью российского образования и активизации экспорта образовательных услуг. Результаты: установлена актуальность повышения экспорта национального образования как инструмента «мягкой силы» в современных геополитических условиях; обоснованы причины, препятствующие экспорту образовательных услуг из России, и роль управленческого вклада в развитие системы образования на федеральном и региональном уровнях; уточнено значение национального проекта «Образование» на модернизацию структуры, институтов и механизмов российского образования и его влияние на предпочтения в выборе специальностей выпускниками школ; показана роль анализа и оценки качества образования на экспортный потенциал образовательных услуг, его юридическое сопровождение; отмечены позитивные и негативные характеристики усиливающегося процесса коммерциализации вузов на научную и образовательную компоненты высшей школы; проанализирован российский опыт подготовки кадрового резерва для органов государственной власти и сформулированы его ключевые недостатки как социального лифта; систематизированы подходы к подготовке кадров для государственной власти и механизмов принятия управленческих решений в сфере публичного менеджмента Китая на основе «холистического знания» с уточнением недостатков и преимуществ практик реализации мозговых центров; предложены рекомендации по поэтапному переходу к новой модели образования на основе сочетания антропологии, отношения к деятельности и социальным факторам, сложившимся в конкретной стране; на основе конструктивной адаптации китайского и советского опыта сформулированы предложения по повышению привлекательности российского образования для иностранных студентов и повышения его эффективности.
Ключевые слова: управление образованием, управление конкурентоспособностью высшего образования, экспорт образовательных услуг
УДК: 37.014.54(470)
Статья поступила: 29.01.2024
Статья принята: 13.02.2024
Benner M., Schwaag Serger S. A European dilemma? The disintegration of education, research and collaboration / Chapter 15 in "Prospects and Future Tasks of Universities". - Vienna: Austrian Council for Research and Technology Development. - 2017. - Р. 211-226.
Cohen A. M. The shaping of American higher education: emergence and growth of the contemporary system / A. M. Cohen; with C. B. Kisker. - 2nd ed. - San Francisco: Jossey-Bass: John Wiley & Sons, 2010. - 630 p.
Crowley-Vigneau, A. "That'll Teach Them": Investigating the Soft Power Conversion Model through the Case of Russian Higher Education / A. Crowley-Vigneau, A. A. Baykov, E. Kalyuzhnova // Higher Education in Russia. - 2022. - Vol. 31, No. 1. - P. 120-140. - DOI 10.31992/0869-3617-2022-31-1-120-140. - EDN RVLIOM.
Kuzu, Ö. H. Digital Transformation in Higher Education: A Case Study on Strategic Plans / Ö. H. Kuzu // Higher Education in Russia. - 2020. - Vol. 29, No. 3. - P. 9-23. - DOI 10.31992/0869-3617-2019-29-3-9-23. - EDN BDJRVL.
Vaseyskaya, N. O. The principles of organizing the educational system for personnel training in a digital economy / N. O. Vaseyskaya, V. V. Glukhov // St.Petersburg State Polytechnical University Journal. Economics. - 2018. - Vol. 11, No. 2. - P. 7-16. - DOI 10.18721/JE.11201. - EDN XPLOJV.
Антюхова, Е. А. Образование в политике мягкой силы США / Е. А. Антюхова // Полис. Политические исследования. - 2019. - № 2. - С. 123-136. - DOI 10.17976/jpps/2019.02.09. - EDN VWVQWM.
Владимирова, А. В. Страновой брендинг и его отражение в глобальных рейтингах "мягкой силы" / А. В. Владимирова, В. А. Королев, А. А. Трунина // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. - 2014. - Т. 9, № 2. - С. 209-228. - EDN TIVYCZ.
Гармышев, Д. А. Политика "мягкой силы" России на Кавказе: образование и религия / Д. А. Гармышев // Вестник Армавирского государственного педагогического университета. - 2020. - № 4. - С. 25-30. - EDN LPJVQU.
Епихина Ю.Б. Социальная справедливость в российском образовании // Проблемы социального равенства и справедливости в России и Китае: [монография] / М. К. Горшков [и др.]; Отв. ред. М. К. Горшков, П. М. Козырева, Ли Пэйлинь, М. Ф. Черныш. - М.: Издательство Новый Хронограф, 2021. - С. 295-313. - URL: https://www.isras.ru/publ.html?id=10463.
Научно-образовательное пространство Арктики: Норвегия / К. С. Зайков, М. Р. Калинина, А. М. Тамицкий [и др.] // Арктика и Север. - 2016. - № 23. - С. 144-170. - DOI 10.17238/issn2221-2698.2016.23.144. - EDN VVMSRF.
Караяни, А. Г. Экспорт образования как стратегия "мягкой силы" Турции / А. Г. Караяни // Инновации в образовании. - 2021. - № 4. - С. 13-25. - EDN XMGIVD.
Карпов, А. О. Университеты в обществе знаний: теория творческих пространств / А. О. Карпов // Вопросы философии. - 2018. - № 1. - С. 17-29. - EDN YKXCMB.
Ланьшина, Т. А. "Мягкая сила" Германии: культура, образование, наука / Т. А. Ланьшина // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. - 2014. - Т. 9, № 2. - С. 28-58. - EDN TIVXZN.
Митина, И. А. Особенности коммуникационной деятельности государства в рамках экономического регулирования сферы образования / И. А. Митина, О. А. Юрьева, Н. С. Митин // Вестник евразийской науки. - 2018. - Т. 10, № 6. - С. 27. - EDN VUYXWF.
Ольшанникова, Н. А. Эволюция идеи университета в эпоху индустриализации / Н. А. Ольшанникова // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2017. - № 1(27). - С. 141-146. - EDN YMZQQL.
Пинков, А. П. Нетворкинг - ключевой фактор устойчивого развития инженерных региональных вузов / А. П. Пинков, А. Н. Афанасьев, А. Н. Никулин // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2017. - Т. 8, № 7. - С. 240-256. - DOI 10.12731/2218-7405-2017-7-240-256. - EDN ZRDYZF.
Пиньцзе, С. Мозговые центры вузов Китая как поставщики знаний для правительства страны / С. Пиньцзе // Университетское управление: практика и анализ. - 2020. - Т. 24, № 3. - С. 46-58. - DOI 10.15826/umpa.2020.03.025. - EDN DUCXNO.
Трудоустройство выпускников и его связь с качеством высшего образования / Д. Г. Сандлер, А. Д. Сущенко, П. Д. Кузнецов, Т. Е. Печенкина // Университетское управление: практика и анализ. - 2018. - Т. 22, № 3(115). - С. 73-85. - DOI 10.15826/umpa.2018.03.028. - EDN WMGRDB.
Свадьбина, Т. В. Высшее образование как "социальный лифт": оценка эффективности / Т. В. Свадьбина, О. А. Немова // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2018. - № 2(53). - С. 111-118. - EDN YXPUTR.
Цыганкова, С. П. Образование и культура - важнейшие ресурсы политики "мягкой силы" Китая / С. П. Цыганкова, В. Я. Нежданов // Уральское востоковедение. - 2013. - № 5. - С. 56-90. - EDN ZUMCPP.
© Статья. Попова Ольга Васильевна, Тужилкин Анатолий Викторович, 2024.