Оказание маркетплейсами финансовых услуг: перспективы и риски 
ru
Научная статья|Финансы
АннотацияПолный текстИсточникиФайлыАвторыАльтметрики
Рындина Светлана Валентиновна
Пензенский государственный университет (Пенза)
Имяреков Сергей Михайлович
Саранский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации (Саранск)
Кашичкин Никита Андреевич
Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия (Саранск)
В статье рассматривается проблема усиления конкуренции на рынке финансовых услуг, связанная со всё более активным участием маркетплейсов в их оказании. Актуальность исследования обусловлена ростом рыночной силы маркетплейсов, когда на долю двух крупнейших маркетплейсов Wildberries и Ozon приходится в настоящий момент свыше 80 % онлайн-заказов. Более чем двукратное увеличение с 2019 года доли онлайн-заказов, приходящихся всего на два универсальных маркетплейса, накладывается на общий тренд в розничной торговле по данным Росстата, который также связан с постоянным ростом доли продаж через интернет в общем объёме оборота розничной торговли. Вопросы управления рисками участников экономических отношений на финансовом рынке, переживающем цифровую трансформацию, в настоящий момент недостаточно исследованы. Поэтому выявление состава финансовых услуг, оказываемых крупнейшими отечественными универсальными маркетплейсами, проведение оценки структуры представленности услуг, их влияния на конкурентную среду и потенциальных рисков, связанных с увеличением участия нефинансовых компаний, представляется актуальным. Оценки произведены на основе анализа доступной информации в отчётах и обзорах, а также с использованием обобщения существующих исследований по участию маркетплейсов в оказании финансовых услуг и связанных с этими процессами рисков в финансовом секторе. Результаты проведённого анализа могут быть использованы для выработки механизмов взаимодействия с но-выми участниками рынка финансовых услуг и регулирования их присутствия на этом рынке, в том числе за счёт выработки специальных нормативов Банком России для финансовых организаций и банков, доля предоставляемых услуг которых клиентам и/или поставщикам маркетплейса превышает определённое пороговое значение.
Ключевые слова: финтех, маркетплейсы, финансовые услуги, платёжная система, рынок финансовых услуг, оценка рисков
УДК: 339.37+336.71:004.9
ВАК: 05.02.04
JEL: L81, O16, O33
Статья поступила: 14.09.2024
Статья принята: 18.10.2024
1. Асадуллина, А. В. Цифровые экосистемы: методологические основы и структурная трансформация в России / А. В. Асадуллина, Н. А. Вилкул // Russian Economic Bulletin. – 2024. – Т. 7, № 1. – С. 358-370. – EDN HGDNRU.
2. Гирич, М. Г. От денежных транзакций к неденежным: персональные данные потребителя в электронной коммерции / М. Г. Гирич, А. Д. Левашенко, А. А. Коваль // Финансовый журнал. – 2020. – Т. 12, № 1. – С. 117-130. – DOI 10.31107/2075-1990-2020-1-117-130. – EDN DVQFVI.
3. Итоги года на маркетплейсах: в 2023 году количество покупок выросло на 63% // АО «ТБанк», официальный сайт. – URL: https://www.tinkoff.ru/about/news/29012024-marketplaces-year-results-number-of-purchases-increased-by-63-percent-in-2023/ (дата обращения: 25.04.2024).
4. Косарев, В. Е. Экосистема как новая модель развития банка / В. Е. Косарев, Г. М. Иараджули // Финансовые рынки и банки. – 2020. – № 1. – С. 58-62. – EDN WBSMQT.
5. Котляров, И. Д. Цифровая трансформация финансовой сферы: содержание и тенденции / И. Д. Котляров // Управленец. – 2020. – Т. 11, № 3. – С. 72-81. – DOI 10.29141/2218-5003-2020-11-3-6. – EDN QCAMVP.
6. Марамыгин, М. С. Цифровая трансформация российского рынка финансовых услуг: тенденции и особенности / М. С. Марамыгин, Г. В. Чернова, Л. Г. Решетникова // Управленец. – 2019. – Т. 10, № 3. – С. 70-82. – DOI 10.29141/2218-5003-2019-10-3-7. – EDN NANAWN.
7. Вирин, Ф. Маркетинговое исследование Маркетплейсы 2024: тренды, стратегии, точки роста // ООО «Дейта Инсайт». – URL: https://datainsight.ru/DI_FedorVirin_SellersnMarketplaces_2024?ysclid=l vcqzy6fth668387800 (дата обращения: 25.04.2024).
8. Пригода, Л. В. Банковские экосистемы и маркетплейсы: тенденции цифровизации / Л. В. Пригода, М. В. Аликаева, З. Чекеревац // Новые технологии. – 2020. – Т. 16, № 6. – С. 132-138. – DOI 10.47370/2072-0920-2020-16-6-132-138. – EDN UTBJMS.
9. Проект основных направлений цифровизации финансового рынка на период 2022-2024 годов // Центральный банк Российской Федерации. – URL: https://cbr.ru/Content/Document/File/131360/oncfr_2022-2024.pdf (дата обращения: 25.04.2024).
10. Трифонова, П. Рост важнее прибыли // Сетевое издание «Коммерсантъ». – URL: https://www.kommersant.ru/doc/5966397 (дата обращения: 25.04.2024).
11. Самиев, П. А. Экосистемы и маркетплейсы: обзор рынка финансовых услуг / П. А. Самиев, В. Р. Закирова, Д. В. Швандар // Финансовый журнал. – 2020. – Т. 12, № 5. – С. 86-98. – DOI 10.31107/2075-1990-2020-5-86-98. – EDN OSVTHU.
12. Усова, Н. В. Цифровая трансформация финансовых услуг в России / Н. В. Усова, М. П. Логинов // Журнал экономической теории. – 2021. – Т. 18, № 2. – С. 277-289. – DOI 10.31063/2073-6517/2021.18-2.9. – EDN DNASOZ.
13. Шаститко, А. Е. Мезоинституты для цифровых экосистем / А. Е. Шаститко, А. А. Курдин, И. Н. Филиппова // Вопросы экономики. – 2023. – № 2. – С. 61-82. – DOI 10.32609/0042-8736-2023-2-61-82. – EDN EASJUW.
14. Экосистемы: подходы к регулированию. Доклад для общественных консультаций // Центральный банк Российской Федерации. – URL: https://cbr.ru/Content/Document/File/119960/Consultati on_Paper_02042021.pdf (дата обращения: 25.04.2024).
Times citedRecent citationsField Citation RatioRelative Citation Ratio
© Статья. Рындина Светлана Валентиновна, Имяреков Сергей Михайлович, Кашичкин Никита Андреевич, 2024.
Статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.